Основные задачи Федерального ресурсного центра в СФО

  1. Разработка структуры ФРЦР и перечня его структурных составляющих (подцентров).

    В проекте проанализированы две модели ФРЦР: в статусе юридического лица и как структурное подразделение ведущего вуза региона СФО с определением функций вуза как головной организации в выполнении задач Федеральной целевой программы и приданием ФРЦР функций научно-методического и координирующего центра по региону СФО. Таким образом ФРЦР создается как структура подведомственная Министерству образования Российской Федерации. Показано, что определение ФРЦР в статусе юридического лица приводит к ряду проблем, решение которых требует изменений законодательного характера. Федеральный ресурсный центр региона определяется как распределенная структура, в которую входят:
    • Федеральный ресурсный центр региона СФО в г. Томске на базе Томского государственного университета.
    • Новосибирское отделение ФРЦР;
    • Региональные и специализированные ресурсные центры (подцентры) ФРЦР в городах: - областных, краевых и республиканских центрах на базе головных вузов регионов СФО
    Подцентры ФРЦР осуществляют координацию деятельности учреждений региона по реализации программных мероприятий по созданию ЕОИС. Нормативно правовой основой создания ФРЦР и осуществления его деятельности будут:
    • Положение о Федеральном ресурсном центре региона в СФО;
    • Положение о региональных ресурсных центрах;
    • нормативные документы по организации взаимодействия с учреждениями образования, отраслевыми специализированными ресурсными центрами, ресурсными центрами регионального уровня, пользователями.
    Организационно-правовой основой функционирования ФРЦР будут принципы функционирования ФРЦР, схемы взаимодействия отделения и региональных центров с ресурсными центрами различного уровня. В основе организационно-правовой формы взаимодействия ФРЦР с учреждениями образования, отраслевыми специализированными ресурсными центрами, ресурсными центрами регионального уровня, предложено использовать ассоциативные принципы, регулирующие деятельность Ассоциации "Сибирский открытый университет".
    Аналогично представлены и региональные сегменты ФРЦР, которые образуются на базе головных вузов региона в качестве структурных подразделений с функциями, определяемыми Министерством образования РФ.

  2. Анализ существующих решений в части аппаратно- программного и кадрового обеспечения структурных составляющих и выбор оптимального решения с учетом особенностей СФО.

    Формирование аппаратно-программного обеспечения ресурсного центра должно соответствовать его целям и задачам, схеме его взаимодействия со своими подразделениями, а также принципу интегрируемости в единую информационную среду РФ. Должны быть реализованы алгоритмы гибкого и простого наращивания функциональных возможностей единой образовательной информационной системы.
    Для обоснования выбора оптимальной с точки зрения поставленных задач конфигурации аппаратной составляющей крупного центра ресурсов, каковым является ФРЦР, необходимо исследование существующего в настоящее время опыта формирования региональных точек концентрации компьютерных сетей, построения распределенных баз данных, создания информационных систем.
    Выбор и обоснование существующего лицензионного программного обеспечения, а также определение направлений собственной разработки программных систем предполагает анализ принятых решений при выборе или разработке программных систем по следующим направлениям:
    • системы управления распределенными базами данных,
    • форматы представления данных,
    • программные системы, обеспечивающие транспортировку информационных ресурсов,
    • обучающие программные системы (типа WebCT, Blackboard, Prometeus и др.) с обеспечением рабочих мест преподавателей, обучающихся и администраторов образовательного процесса,
    • электронные распределенные библиотеки, включая каталоги электронных обучающих средств,
    • средства поддержки коллективной учебной деятельности,
    • программные системы документооборота (электронные деканаты и т.д.),
    • тестовые оболочки для построения тестовых систем,
    • программы, обеспечивающие защиту ресурсов от несанкционированного доступа,
    • экспертные системы и др.
    Важной составляющей проведенного анализа является определение реальных региональных ресурсов с целью минимизации издержек на адаптацию и внедрение новых программных средств, наиболее эффективного использования имеющихся в регионе информационных ресурсов.
    Особенностями кадрового обеспечения ресурсных центров, в сферу действия которых входит целый округ, являются:
    • формирование территориально распределенной системы консультантов и экспертов,
    • необходимость формирования постоянно действующей системы подготовки преподавателей, консультантов и экспертов для работы в ресурсном центре и его подразделениях,
    • потребность в специалистах разного профиля (методисты, педагоги и психологи, дизайнеры, программисты, инженеры - специалисты в вычислительной и телекоммуникационной технике, менеджеры, экономисты и др.),
    • специфика слушателей, обучающихся в ресурсных центрах и т.д.
    • формирование оптимальной структуры штатного расписания ресурсного центра, построение эффективной системы привлечения к работе преподавателей, консультантов и экспертов определяет необходимость предварительного анализа опыта решения данных вопросов в России и за рубежом.

  3. Разработка принципов функционирования ФРЦР, схемы и механизмов взаимодействия с подцентрами.

    При разработке принципов функционирования ФРЦР и схемы его взаимодействия с подцентрами необходимо предусмотреть открытый доступ к образовательным ресурсам Центра для всех его подразделений, обеспечение координации основных направлений деятельности ресурсных центров региона для выбора наиболее эффективных схем формирования информационно-образовательной среды и оптимального использования имеющихся ресурсов Центра, а также научно-педагогического потенциала округа.
    Накопленный опыт реализации совместной научно-образовательной деятельности в рамках Ассоциации "Сибирский открытый университет" позволяет определить принципы и прописать технологию формирования единого регионального информационного пространства, в рамках которого будут функционировать не только образовательные учреждения, но и организации, корпоративные сети которых предполагают сотрудничество в региональном формате, в том числе для формирования организационного обучения.
    Формирование единой информационной среды предполагает обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в сфере использования информационных технологий в административной и образовательной деятельности.

  4. Разработка нормативных документов и технических регламентов организации взаимодействия с отраслевыми специализированными РЦ, ресурсными центрами регионального уровня, пользователями.

    Федеральный ресурсный центр представляет собой иерархическую структуру, элементы которой, с одной стороны, являются соподчиненными, а с другой стороны - сохраняют определенную автономию. Поэтому необходимо разработать Типовые положения о Федеральном ресурсном центре региона, о Региональных ресурсных центрах (подцентрах) ФРЦР и специализированных центрах ФРЦР, определяющие функции и задачи структурных элементов разного уровня.
    Кроме документов, определяющих взаимоотношения на управленческом уровне, необходимо разработать документы, регламентирующие взаимодействие на уровне программно-аппаратных средств.
    Необходимы также нормативные документы, определяющие права владельцев ресурсов, доступ к которым предоставляется через ФРЦР, и обязанности пользователей ресурсов, связанные с авторским и имущественным правом.
    При разработке перечисленных документов будет использован существующий опыт, в частности взаимодействия в структуре РЦИ/ЦНИТ по организации взаимодействия с учреждениями образования, отраслевыми специализированными ресурсными центрами, ресурсными центрами регионального уровня, пользователями.

  5. Разработка обобщенного технического задания и рабочего проекта на создание и последующее развитие ФРЦР на 2002-2005 годы.

    Обобщенное Техническое задание и рабочий проект на создание и последующее развитие ФРЦР на 2002-2005 годы основано на межрегиональной программе информатизации сферы образования, разработанной вузами Ассоциации Сибирский открытый университет.
    Обобщенное Техническое задание содержит следующие задачи:
    • построение методологии создания и развития ЕОИС;
    • формирование инфраструктуры сетей телекоммуникаций СФО;
    • создание системы поддержки и сопровождения деятельности образовательных учреждений СФО;
    • создание межрегиональной системы управления образовательными учреждениями;
    • техническое и технологическое обеспечение деятельности ФРЦР;
    • ресурсное наполнение специализированных центров ФРЦР.
    Методология создания и развития ЕОИС будет основана на принципах открытого образования.
    Система поддержки и сопровождения деятельности образовательных учреждений СФО будет включать программно-аппаратные, медико-психологические и психолого-педагогические средства поддержки и сопровождения учебно-воспитательного процесса:
    • программно-аппаратный и методический комплекс для мониторинга образовательных технологий;
    • программно-аппаратный и методический комплекс для мониторинга качества знаний учащихся и студентов;
    • программно-аппаратный и методический комплекс психолого-педагогической диагностики личностных и познавательных качеств обучаемых;
    • программно-аппаратный и методический комплекс медико-психологической диагностики уровня напряженности обучаемого и средства психологической коррекции состояния организма;
    • программно-аппаратные средства сопровождения учебного процесса в системе открытого и дистанционного образования.

  6. Разработка частного технического задания и рабочего проекта на создание прототипа ФРЦР, включая его дооснащение современными средствами информатизации.

    Частное техническое задание и рабочий проект прототипа ФРЦР содержит набор проектных решений в части аппаратно-программного, методического и кадрового обеспечения ресурсных центров, создаваемых как на территории округа, так и за его пределами; часть этих центров будет создаваться на базе филиалов Ассоциации "Сибирский открытый университет" и входящих в нее университетов. При разработке рабочего проекта будет использован имеющийся опыт формирования регионального Центра ресурсов дистанционного образования, созданный на базе НГТУ при содействии программы DELPHI TACIS, Казахстанско-Российского университета дистанционного обучения (КРУДО), активно функционирующего при участии ТГУ, результаты проекта Томского государственного университета "Университетский комплекс как межрегиональная научно-образовательная система", выполненного в рамках научно-технической программы Министерства образования "Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования". а также использования информационных технологий в учебных центрах дополнительного профессионального образования территориально распределенных в регионе отраслей (энергетика, связь, налоговая инспекция и др.). Данный рабочий проект также содержит разработку схемы взаимодействия (организационного, кадрового, телекоммуникационного и финансово-экономического) ресурсных центров с ФРЦР.
    Дооснащение современными средствами информатизации Ресурсных центров предполагает решение задач обеспечения бесперебойной телекоммуникационной связи, защиты от несанкционированного доступа.
    Составной частью рабочего проекта являются:
    • выбор и обоснование выбора программного обеспечения для ресурсных центров, сочетаемого как с ресурсами ФРЦР, так и с ресурсами ведущих организаций (университетов) соответствующих регионов, а также определение направлений собственных разработок в части средств доступа пользователей к сетевым ресурсам, систем управления распределенными базами данных, форматов представления данных, программных систем, обеспечивающих транспортировку информационных ресурсов, обучающих программных систем с обеспечением рабочих мест преподавателей, обучающихся и администраторов образовательного процесса, средств поддержки коллективной учебной деятельности, программных систем документооборота и т.д.;
    • разработка типовых структур Web-сайтов ресурсных центров, типовых схем подключения к высокоскоростных каналам телекоммуникационной связи, типовых форматов представления данных в рекомендованных для использования программных системах;
    • разработка архитектуры интегрированной автоматизированной системы управления, ее логической и функциональной структуры.
    Важным компонентом частного технического задания являются критерии эффективности работы прототипа ФРЦР:
    • повышение эффективности управления совместной деятельностью образовательных учреждений;
    • обеспечение более широкого доступа студентов к образовательным программам вузов;
    • снижение затрат на обучение;
    • повышение академической мобильности.
    Частное техническое задание будет содержать предложения по организации и осуществлению пилотного проекта по апробированию прототипа ФРЦР на базе экспериментальных площадок.

  7. Создание высокоскоростных каналов связи.

    Построение высокоскоростных каналов связи основано на принципах открытых систем:
    • Модель сети - эталонная модель открытых систем и построенные на ее основе комплекс сетевых стандартов OSI, рекомендаций ITU-T (International Telecommunication Union-Telecommunication Standartization Sector) серий I и Q (с учетом протоколов Internet) и стандарты IEEE 802.
    • Архитектура сети - корпоративная, цифровая, открытая, интеллектуальная, виртуальная телекоммуникационная система, ориентированная на удовлетворение корпоративных интересов ФРЦР как корпорации центров коллективного пользования, когда географически разнесены не только центры, но и их подразделения, а также на предоставление пользователям разносторонних информационно - вычислительных услуг.
    • Топология сети - иерархическая коммутируемая среда.
    • Среда передачи данных - ВОЛС, радиоканал с высокой пропускной способностью, выделенные и коммутируемые телефонные линии. В локальных подсистемах сети в качестве среды передачи используется кабель UTP, поскольку он обеспечивает наибольшую гибкость при наименьшей цене, и ВОЛС.
    • Использование единой иерархической адресации - сеть компьютерных телекоммуникаций ФРЦР будет образовывать в известном смысле метасеть, состоящую из многих сетей, действующую на принципах Интернет согласно протоколу TCP/IP (Transmission Control Protocol/ Internet Protocol), объединенную с помощью шлюзов и использующую единое адресное пространство и пространство имен.

  8. Разработка методологии информационного и технического сопровождения выполняемых работ

    Методология информационного и технического сопровождения выполняемых работ будет основана на научно-методическом обосновании управления проектами ФРЦР на базе программного обеспечения контроля и анализа эффективности проектов.
    Важным фактором в построении единой образовательной информационной системы является создание программно-аппаратного комплекса на базе ресурсных специализированных ресурсных центров для сопровождения деятельности учреждений образования и управления этой деятельностью. В проекте предложен способ комплексного решения задачи информационно-технологического сопровождения деятельности ФРЦР.

© ТГУ, 2003-2007
По заказу Министерства образования
Российской Федерации